Огород Козловского
«А я говорю: налево! «

Автор: Козловский Евгений
Опубликовано 21 ноября 2007 года

Гуляя по форумам, посвященным GPS-навигации, я все чаще встречаю упоминание программы Navitel (www.navitel.ru — правда, с этого адреса вас направляют наwww.navitel.su, но обещают, что скоро перестанут). Пристрастие к ней питают в основном провинциалы: из серьезных навигационных программ практически у одной лишь Навител есть иподробная, с ведением по маршруту, карта Нижнего Новгорода, и карты Екатеринбурга и Свердловской области, Новосибирска и Новосибирской области, карты Самары, Челябинска, Кургана, Курганской области, а также Уфы, Белогорода, Кемерово, Тюмени, — не говоря о Москве и Питере с их областями… Это, конечно, далеко не вся Россия, но куда ближе к ней, чем карты iGO или Tomtom’а, и, надо полагать, уНавитела есть все возможности и шансы впереди них оставаться и впредь, тем более что, в отличие от некоторых соотечественных коллег-конкурентов, они пользуются не одинаковыми у разных программкартами Телеатласа, а своими, посконными и домоткаными.

7_400Вообще говоря, есть у Навитела и бесплатная карта всей территорииРоссии. Насколько „всей“ — проверить не удалось (это надо недельку просидеть с программой и тыкать, тыкать, тыкать…), но так или иначе, близкие мне города вроде Омска, Приморска или Шадринска яобнаружил: не в полной, конечно, детализации, но основные улицы все-таки просматриваются. Оно и понятно: карта общая, обеспечивающая, скажем так, транзит. И с нее довольно. А что надо подробнее — есть отдельно или (надеюсь) скоро будет. Кроме того, для Навитела существует конвертор и редактор карт, так что многое, — если есть в каком-то формате, — можно адаптировать, а то и „нарисовать“ снуля.

После знакомства с PalmGIS и „Автоспутником“ я стал слегка опасаться отечественных навигационных программ — и все же решил рискнуть еще раз. Скажу сразу: мне программа понравилась. У нее естьмного дефектов, но они, по моему разумению, устраняются без особого труда. Считая на сегодня образцом навигационных программ iGO, я обнаружил очень мало (не слишком существенных) позиций, по которымНавител ей уступает (например, по красоте графики или отсутствию специальных, отдельных, кнопок „Дом“ и „Работа“), — зато обнаружил несколько (для меня) новинок, которых и iGO, и Tomtom лишены. Например, если вы вручную увеличите или уменьшите карту, две названные программы практически тут же вернут вас в автоматически выставляемый масштаб, что не всегда совпадет с вашими планами, — уНавитела же при изменении масштаба вручную тут же появляется иконка, нажав на которую (и только в этом случае!) вы возвращаете автоматический режим. Есть и отдельная иконка для возврата на актуальноеместоположение, — что удобно, если вы, остановившись на минутку, решили посмотреть какие-то сравнительно (или даже несравненно) дальние места карты. Решена давным-давно раздражавшая меня (в"Автоспутнике», например) проблема излишней детализации: когда масштаб уменьшается, ни контуров, ни номеров домов не видать, — при подъезде же к месту назначения (где они нужны) — они появляются1.Прокладка маршрута тоже куда проще и очевиднее, чем у именитых иноземцев, — да можно найти еще кое-какие приятности: например, более чем достаточное количество информативных настраиваемых датчиков: больше чем даже у iGO. И это при том, что почти все базовые (для меня) способности программы реализованы не хуже, чем у иностранцев: и автоматическая смена дня/ночи, и автоматическое масштабирование, и выбор ориентации карты — на север, по маршруту, по движению… Ну, то есть чуть-чуть подлизать графику, поправить десяток багов (есть баги, есть!) — и программа окажется вполне конкурентоспособной, без скидок.

Главное же достоинство, которое может заставить многих сегодняшних московских и питерских пользователей Tomtom’а и iGO (вроде, например, меня) перейти на Навител, — это адресная база, включающаяне только номера домов, но и их корпуса, строения и тому подобные отечественные изощренности. Возможно, конечно, что и Tomtom с iGO когда-нибудь до этого дойдут, но вряд ли: они сегодня и простыхномеров домов в Москве не знают изрядное количество2. К тому же Навител «понимает» пробки от «Смилинка», и хотя качество этой «пробочной» информации продолжает оставаться малоудовлетворительным, семидолларовая месячная цена подписки более или менее адекватна сервису. (Этими же достоинствами привык кичиться и «Автоспутник», — однако они сопровождаются таким числом недостатков, что япредпочитал без них обходиться; в случае же с Навителом появляются реальные шансы на предпочтение. Правда, от iGO отказаться совсем не получится: в отличие от этой программы, Навител не расставляет[пока?] информацию о камерах, измеряющих скорость, что может при каких-нибудь загородных поездках обойтись весьма дорого.)

Вообще программа после загрузки сильно напомнила мне GIS RUSSA, к которой я всегда относился тепло, сознавая, что у этой самоделки и не может быть полного набора привычных мне возможностей, — затоогромный (сравнительно с иноземцами) ассортимент российских карт и неплохие программные идеи: та же иконка спутника (с тем же голоском: «Соединение со спутниками установлено»), то же ведение повектору, если нет или неизвестны дорожки3. И впрямь: как мне объяснили, генезис у этих программ один и тот же, так что интуиция не подвела.

2_400_01

Но будем считать, что комплиментарная часть «Огорода» завершена, и перечислим замеченные в первый же день пользования баги: не столько поворчать, сколько в надежде, что программисты прочтут и хотькое-что, да исправят.

Про отсутствие иконок «Дом» и «Работа» я уже написал. Про отсутствие дорожек между домами — тоже. Исправление последнего, конечно, требует добавочной и немалой работы, — однако, коль уж знаем вседома и строения, — надо покрыть и это белое пятно.

Далее: работа со «Смилинком». Чтоб получать от него информацию о пробках с заданной периодичностью, надо с нею же выходить в Интернет. Нормальные, правильные программы, не обнаружив Интернета поWiFi-каналу или по ActiveSync’у, сами запускают GPRS. Эта, увы, нет, и приходится вручную вызывать какую-нибудь «нормальную», вроде Pocket IE или «Оперы», чтобы инициировать GPRS-соединение, — и лишьтогда «пробки» обновятся4. Но даже когда ты в Интернете, «пробки» все равно время от времени заклинивают. Позвонив в диспетчерскую службу «Смилинка», я выяснил, что эта проблема с Навителом у нихдавняя: при проверке, что ли, легальности программа сбрасывает какой-то код — и восстанавливать его оператору «Смилинка» приходится вручную. Что и было сделано в полминуты, — однако на вопрос: нет лиспособа попроще, чем всякий раз звонить по телефону, мне ответили, что нет и что, дескать, обращайтесь в Навител. Обращаюсь!

Далее: проблема, перешедшая к Навителу от GIS RUSSA. Не говоря уж о несанкционированном выходе из навигатора (такое порой поневоле, при нечастых, но все же бывающих зависаниях или случайнослучается) — «спутниковый» модуль не выгружается и при повторной загрузке программы (или какого-нибудь другого навигатора) его сигналы не воспринимаются. В результате приходится делать полнуюперезагрузку КПК.

Далее: при поиске дома с корпусами и строениями по адресу, вам выводится список этих самых корпусов и строений — и порой (не всегда) пункты списка налазят один на другой. Разобрать, в общем, можно- но как-то… неаккуратненько. Неаккуратненько и то, что мне не удавалось удалить случайные «путевые точки» из меню, — только непосредственно с самой карты. Но, повторю, — это мелочи, которые легкоправятся и будут поправлены без сомнения.

А вот последний недостаток… Увы, при первом же выезде, на расстоянии около десяти километров, Навител настоятельно призвал меня грубо (с лишением прав!) нарушить правила движения раза четыре. Сначала он приказал повернуть с Комсомольского налево, на 3-ю Фрунзенскую, — что на этом перекрестке запрещено, сколько я себя помню за рулем: для левого поворота надо заехать в карман и из него ужепересечь Комсомольский. Затем, при движении по Большой Пироговке, он дважды звал меня повернуть налево — ровно напротив знаков «только прямо». И напоследок приказал непосредственно повернуть спроспекта Вернадского на Удальцова, где я живу. Такой поворот запретили уже больше двух лет назад. Когда я поехал все-таки прямо, Навител предложил свернуть в узенький проезд, чтобы, объехавкинотеатр «Звездный», выбраться на Удальцова и проспект Вернадского пересечь. Неплохая идея, ее, помнится, и «Автоспутник» предлагал, — но не учитывающая реалий: из двора за «Звездным» выехать наУдальцова — это та еще песня, которая может звучать до получаса (преувеличиваю, но чуть-чуть), и столько же потом простоять у светофора. Я снова поехал прямо и обнаружил, что Навител превосходнознает «правильный» разворот на проспекте (через который, и только через который всю жизнь ведут меня домой и Tomtom, и iGO), — но предлагает его только в третью очередь. Зато Навител категорически незнает, например, двухлетнего уже возраста Рамстора у метро «Университет»: со сложной и разветвленной системой стоянок и выездов. Когда его не знают Tomtom и iGO — это еще простительно: все-такииноземцы. Ну, а уж наши то, которым и покататься по Москве — не задача, и изменения в карту внести — пустяк…

Правда, по поводу поворотов налево в запрещенных местах директор по маркетингу Навитела сказал, что это ошибка не столько программы, сколько его личная: он, дескать, выдал мне московскую картупоследней версии, находящейся еще на стадии бета-тестирования. Я, конечно, плохо представляю себе, чтобы в новую версию не перенесли знаки из старой (хотя на примере FineReader’а уже знаю, чтоследующая версия вполне может оказаться сильно хуже предыдущей), — однако согласился поставить старую и проверить.

Проверка показала, что из четырех призывов к грубому нарушению ПДД остался только один, — и тот связан со знаком, установленным, кажется, недавно. Так что претензии почти снимаются, а моиизумления по поводу призывов «ехать налево» (один из которых я даже выполнил: благо ментов поблизости не оказалось!) будем считать копеечкой в копилку бета-тестирования нового варианта картыМосквы.

1. К тому же уровень детализации можно задать в настройках.

2. Навител, впрочем, не знает, например, моего автосервиса по адресу Севастопольский проспект, 95 Б. Причем не только «Б» — но и 95 вообще, и ни одного дома из девятого десятка.

3. Тут же уж замечу, что у Навитела, как и у GIS RUSSA (как, впрочем, и у «Автоспутника»), хотя московские дома прорисованы чуть ли не все, подъездные дорожки к ним и проезды между ними почему-тоне обозначены, — и вот тут-то и вступает в силу Вектор, — впрочем, Tomtom и iGO в подобных случаях попросту пасуют: неизвестно, дескать, где вы находитесь!

4. Для Windows Mobile 6. Для «пятерки» такие проблемы когда возникают, а когда и нет. Что называется — через раз.

Евгений Козловский

Статья взята из журнала «Компьютерра» от 21 ноября 2007 г.
рубрика — «Огород Козловского»

ссылка — http://www.computerra.ru/think/ogorod/339273/